SugarCRM. Установка, настройка, локализация : Часть 1. Свободная CRM-система SugarCRM |
Александр Мяснов, специалист по внедрению корпоративных информационных систем, консультант 24.09.2009 В статье приводится описание и краткий обзор существующих бесплатных CRM-систем, рассказывается об особенностях SugarCRM, ее системных требованиях, использовании и настройке. В следующих статьях цикла система будет рассмотрена более подробно. Наш выбор не случаен, на сегодняшний день SugarCRM – одна из самых популярных свободных систем управления взаимоотношений с клиентами, и навыки работы с ней будут полезны любому системному администратору.Введение CRM-система (Customer Relationship Management System) – корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации управления взаимоотношений с клиентами компании. CRM-системы в современном понимании выросли из систем управления территориальными продажами путем объединения их функционала с возможностями систем клиентского обслуживания. Первые подобные продукты появились в 1993 году. Важность CRM-систем для бизнеса с точки зрения топ-менеджмента компаний не ставится под сомнение, поскольку подобные решения позволяют автоматизировать работу отделов продаж, сделать ее более прозрачной, а также реализуют функциональность, способствующую повышению уровня продаж за счет использования новых методов взаимоотношений с клиентами. Стоит отметить, что эффективным внедрение CRM-системы может быть лишь в том случае, если компания уже использует ориентированную на клиента CRM-стратегию ведения продаж или планирует переход на нее совместно с внедрением нового ПО. В ходе развития CRM-систем были определены их основные функции.
Согласно исследованию Gartner, результаты которого были опубликованы в начале марта 2009 года, существующая функциональность CRM-систем достаточна для реализации стратегий взаимоотношения с клиентами и не должна сильно измениться в течение ближайших 10 лет. Таким образом, внедрение программного обеспечения сегодня имеет существенно меньшие риски, нежели несколько лет назад, когда требования к подобным системам находились на стадии формирования, а их функциональность была реализована не в полной мере. Зародились и развивались CRM-системы как коммерческие продукты с достаточно высокой стоимостью владения. На сегодняшний день производителями CRM-систем являются такие крупные игроки индустрии корпоративного ПО, как SAP, Oracle, Microsoft. Однако востребованность на рынке систем подобной функциональности не была оставлена без внимания и различными сообществами разработчиков свободного ПО. Таким образом, сейчас существует множество проектов, реализующих функциональность CRM-систем, пользоваться которыми можно бесплатно. Поскольку данная статья не ориентирована на описание всех тонкостей лицензирования ПО, стоит лишь отметить, что некоторые системы являются закрытыми и имеют бесплатные версии с ограниченной функциональностью в основном для привлечения внимания к ним (FlyDoc, Quick Sales 2, Easy Clients). Напротив, есть ряд систем, которые являются открытыми и позволяют использовать их без каких-либо ограничений в рамках лицензий на свободное ПО (SugarCRM, Vtiger, Tutos, CentricCRM, OpenCRX, Compiere). CRM-система SugarCRM (http://www.sugarcrm.com/crm/) выделяется среди аналогичных свободных CRM-систем. Она поддерживается и активно развивается разработчиком. Сейчас доступна пятая версия программы. Одна из важнейших особенностей SugarCRM – модульная организация. Данный принцип реализации системы совместно с использованием лицензии GPLv3 открывает большие возможности как для разработчиков системы, так и для компаний, использующих данную систему. Использование лицензии GPLv3 дает возможность создавать коммерческие модули для свободно распространяемых продуктов. Так компания-разработчик SugarSRM предлагает три версии системы. Базовая версия Community Edition является свободно распространяемой системой и доступна на сайте http://www.sugarforge.org/. Расширенная версия Professional включает в себя набор дополнительных коммерческих модулей, расширяющих основную функциональность продукта. Топовая версия Enterprise расширяет функционал SugarSRM для организации совместной работы, предоставляет возможность доступа к системе без подключения к серверу, а также предполагает интеграцию с СУБД Oracle. Для всех версий SugarCRM есть множество дополнительных бесплатных и коммерческих модулей, позволяющих расширить ее функциональность и настроить программу под конкретную компанию. В том случае, если нужды фирмы требуют реализации дополнительных возможностей, необходимо создавать новые модули. Во всех версиях SugarCRM есть встроенное средство, с помощью которого можно создавать новые модули или модифицировать имеющиеся, не обладая навыками программирования. Однако таким образом создаются лишь простейшие модули, не обладающие сложной функциональностью. Для сложных модулей необходимо привлекать разработчиков ПО. Стоит отметить тот факт, что затраты на реализацию дополнительных функций могут быть снижены, поскольку новые разработанные модули можно лицензировать как коммерческие, и высока вероятность того, что они будут полезны компаниям, работающим в той же отрасли или имеющим схожую организационную структуру. Описанные варианты расширения SugarCRM не говорят о недостаточных возможностях свободной версии системы, напротив, весь необходимый отделам продаж большинства организаций функционал уже реализован в системе. Далее в статье будет описан процесс установки и настройки SugarCRM Community Edition версии 5.2. Подготовка сервера SugarCRM является клиент-серверной системой, предусматривающей для работы с сервером использование интернет-браузера. Системные требования Аппаратная платформа Различные ресурсы в сети интернет и сообщество разработчиков рекомендуют конфигурации серверных систем для SugarCRM, однако опыт внедрения говорит о том, что для обычной работы небольшого отдела продаж можно использовать системы с меньшей производительностью. Системные требования к аппаратной платформе с учетом корректировок согласно опыту внедрения приведены ниже. До 10 пользователей:
Поскольку работа SugarCRM основана на выполнении скриптов на языке PHP, Web-сервер должен быть настроен таким образом, чтобы поддерживать эти системы. В частности, на рассмотренном примере были установлены дополнительные модули apache_mod_php и apache_mod_auth_mysql . Для интерпретатора PHP необходимым является модуль поддержки многобайтовых строк: php-mbstring , а также модуль для работы с библиотекой cURL php-curl .После того как будут установлены все необходимы сервисы и разрешены их зависимости, необходимо осуществить настройку вэб-сервера и интерпретатора PHP. В частности, для Web-сервера необходимо определить, как будет именоваться SugarCRM для пользователей: как новый поддомен в существующем домене (например, http://sugacrm.somecompany.name ) или же просто с помощью указания директории установки (например, http://somecompany.name/sugarcrm ). Поскольку настройка Web-сервера и службы доменных имен выходит за рамки данной статьи, в рассмотренном примере установки SugarCRM будет использован второй вариант именования системы. После этого необходимо в головной директории Web-сервера (DocumentRoot для сервера Apache, в рассмотренном случае: /var/www/html ) создать директорию для файлов SugarCRM. Именно в эту директорию следует распаковать архив с установочными файлами системы, который можно скачать с сайта сообщества http://www.sugarforge.org/content/downloads/. Скопировав установочные файлы в созданную директорию, необходимо позаботиться о том, чтобы на момент установки все эти файлы были доступны для записи пользователю Web-сервера. Для рассмотренной системы была выполнена следующая команда: sudo chown -R apache:apache /var/www/html/sugarcrm Помимо конфигурирования Web-сервера и распаковки установочных файлов необходимо обратить внимание на некоторые параметры настройки интерпретатора PHP. В рассмотренном варианте настройки интерпретатора хранятся в файле /etc/php.ini .
Установка системы Установка SugarCRM осуществляется с использованием интернет-браузера и фактически представляет собой набор простых шагов с подсказками и проверками.
Локализация, создание собственных терминов Локализация Безусловно, важнейшей частью любой информационной системы является ее качественная локализация и наличие необходимого набора терминов. SugarCRM не является исключением. Для всех версий системы существует множество пакетов локализации, выполненных в виде модулей системы для единообразия. Так, для локализации SugarCRM на русский язык необходимо установить соответствующий модуль. Такие модули носят название Language Pack и расположены в соответствующем разделе модулей для SugarCRM на сайте сообщества: http://www.sugarforge.org/softwaremap/languagepacks.php. Исходя из собственного опыта использования различных пакетов локализации, рекомендую использовать rapira. В рассмотренном случае необходим rapira_pack_russian_5.2a .Рассмотрим процесс локализации SugarCRM по шагам аналогично установке системы.
Для того чтобы система была понятна конечному пользователю, недостаточно того, чтобы она была локализована под конкретный язык. Необходимо также, чтобы словарь терминов, используемых компанией и ее отделом продаж в общении друг с другом, соответствовал терминам, используемым в системе. Практика внедрения различных информационных систем показывает, что введение новой терминологии в компании совместно с внедрением новой информационной системы крайне отрицательно принимается сотрудниками и существенно снижает эффективность их работы. Для изменения терминов системы нужно правильно заполнить директорию custom, расположенную в директории системы (в рассмотренном варианте установки: /var/www/html/sugarcrm ). В данной директории необходимо повторить структуру директорий системы, содержащих языковые файлы. В рассмотренном варианте установки языковые файлы для русской локализации называются ru_ru.lang.php. Исключение составляют папки ./temp и ./cache , их структуру повторять нет необходимости. После этого в созданную структуру директорий копируются интересующие вас языковые файлы системы. Далее можно приступить к изменению терминов в языковых файлах (в нашем случае основным файлом является ./custom/include/language/ru_ru.lang.php ). Языковые файлы содержат главным образом инициализацию массивов строк. Для изменения терминов в системе необходимо изменить строки, находящиеся в правой части операторов присваивания. Например, строку'Home' => 'Главная' следует изменить на строку 'Home' => 'Старт' ,если следует изменить термин «Главная» на термин «Старт». Подобные операции следует повторить во всех языковых файлах, где искомый термин будет присутствовать. Однако таких файлов может быть довольно много, поэтому предлагается следующий порядок внесения изменений: внести изменения в главный языковой файл, после чего проверить, не остался ли где-либо в системе старый термин. Если есть места, в которых он встречается, то необходимо продолжать исправления в языковых файлах до тех пор, пока старый термин не исчезнет отовсюду из системы. Редактирование выпадающих списков (комбобоксов) Адаптация терминов CRM-системы в компании-пользователе системы подразумевает не только изменение набора существующих, но и добавление новых терминов. Отсутствие такой возможности существенно снижает способность систем к адаптации под конкретную компанию-пользователя. SugarCRM начиная с младших версий поддерживает возможность добавления терминов в систему. Прежде всего, эта возможность реализуется при создании и редактировании выпадающих списков (комбобоксов). С помощью таких выпадающих списков различным объектам и субъектам в системе присваиваются различные состояния, определяются их атрибуты. Для примера редактирования был использован выпадающий список employee_status_dom , в котором содержатся возможные состояния сотрудника по отношению к работе. Для редактирования выпадающих списков необходимо использовать «Редактор комбобоксов», доступный через панель администрирования. После выбора необходимого выпадающего списка открывается окно его редактирования.Рисунок 17. Редактирование выпадающего списка Для исправления и удаления элементов из выпадающего списка используются кнопки, расположенные в правой части страницы. Для добавления новых элементов в список необходимо заполнить два поля, расположенных на этой странице. Первое поле – «Название» – для системного имени элемента выпадающего списка, второе поле – «Значение» – для отображаемого значения. Важным является следующий момент: редактирование выпадающих списков приводит к изменению файлов языкового пакета локализации того языка, который выбран в верхнем поле «Язык». Так, если необходима поддержка пользователей, работающих в системе на различных языках, то необходимо редактировать значения элементов выпадающего списка отдельно. Для примера в выбранный выпадающий список был добавлен дополнительный статус сотрудника «Болен». Для того чтобы сохранить изменения в выпадающем списке, необходимо нажать кнопку «Сохранить». Рисунок 18. Добавление элемента в выпадающий список После нажатия этой кнопки новый элемент добавляется в список. Однако на более ранних версиях SugarCRM на этой стадии возникала ошибка, которая приводила к сбою кодировки для данного выпадающего списка, после чего все значения в редактируемом выпадающем списке изменяли кодировку. Рисунок 19. Неправильная кодировка в выпадающем списке Данная неполадка приводит и к ошибочному отображению элементов данного выпадающего списка для всех ранее созданных объектов системы. Как нетрудно было догадаться, все изменения, вносимые после инсталляции системы, находятся в папке ./custom . Например, изменения выпадающих списков хранятся в файле ./custom/include/language/ru_ru.lang.php в случае использования русского языка. Рисунок 20. Измененный выпадающий список Для исправления сложившейся ситуации в указанном файле (а точнее, в одном файле для каждого языка) необходимо вручную установить значения элементов выпадающего списка, после чего сохранить и закрыть файл. После сохранения измененный файл будет доступен в SugarCRM. Перезапуск Web-сервера не требуется. Рисунок 21. Исправленный выпадающий список Рисунок 22. Использование измененного выпадающего списка Стоит отметить, что подобные проблемы с кодировкой в системе могут встречаться и при изменении других элементов SugarCRM. В таких случаях описанный метод устранения неисправностей также, весьма вероятно, можно успешно применять.
Заключение CRM-система SugarCRM является современной активно поддерживаемой системой управления взаимоотношениями с клиентами. Ее потребительские качества, такие как функциональность, надежность, простота настройки и обучения пользователей, а также легкость интеграции делают SugarCRM крупным игроком на рынке аналогичных систем. Вместе с тем развитие системы в ключе коммерческого свободного ПО расширяет ее возможности как для компаний-пользователей, так и для основной группы разработчиков. Гибкость продукта, а также используемые в нем свободные технологии страхуют пользователей от возможных при внедрении системы проблем. Переход на SugarCRM крупных компаний, ведущих интенсивную работу с клиентами, свидетельствует о высоком качестве данного продукта. В следующей статье о SugarCRM пойдет речь о кастомизации модулей системы, создании новых модулей и тиражировании модулей. Об авторе
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий